Неточные совпадения
— Я не могу допустить, — сказал Сергей Иванович с обычною ему ясностью и отчетливостью выражения и изяществом дикции, — я не могу ни
в каком случае согласиться с Кейсом, чтобы всё мое представление о внешнем мире вытекало из впечатлений. Самое
основное понятие бытия получено мною не чрез ощущение, ибо нет и специального органа для передачи этого понятия.
С первой молодости он держал себя так, как будто готовился занять то блестящее место
в свете, на которое впоследствии поставила его судьба; поэтому, хотя
в его блестящей и несколько тщеславной жизни, как и во всех других, встречались неудачи, разочарования и огорчения, он ни разу не изменил ни своему всегда спокойному характеру, ни возвышенному образу мыслей, ни
основным правилам религии и нравственности и приобрел общее уважение не столько на основании своего блестящего положения, сколько на основании своей последовательности и твердости.
Основная идея его, что особенного расстройства
в организме у сумасшедших нет, а что сумасшествие есть, так сказать, логическая ошибка, ошибка
в суждении, неправильный взгляд на вещи.
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных
основной черте характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость быта и капризная разнузданность психики объясняли Самгину его раздор с действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и внутренней свободы, снова приподнимая его, выводили
в сторону из толпы обыкновенных людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
Он издавна привык думать, что идея — это форма организации фактов, результат механической деятельности разума, и уверен был, что
основное человеческое коренится
в таинственном качестве, которое создает исключительно одаренных людей, каноника Джонатана Свифта, лорда Байрона, князя Кропоткина и других этого рода.
Ему показалось, что никогда еще он не думал так напряженно и никогда не был так близко к чему-то чрезвычайно важному, что раскроется пред ним
в следующую минуту, взорвется, рассеет все, что тяготит его, мешая найти
основное в нем, человеке, перегруженном «социальным хламом».
— Вспомните, что русский барин Герцен угрожал царю мужицким топором, а затем покаянно воскликнул по адресу царя: «Ты победил, Галилеянин!» Затем ему пришлось каяться
в том, что первое покаяние его было преждевременно и наивно. Я утверждаю, что наивность —
основное качество народничества; особенно ясно видишь это, когда народники проповедуют пугачевщину, мужицкий бунт.
Он довольно быстро находил и определял
основную систему фраз,
в которую тот или другой человек привык укладывать свой опыт.
—
Основная наша промышленность — текстиль — вся
в наших руках!
— Я — не зря говорю. Я — человек любопытствующий. Соткнувшись с каким-нибудь ближним из простецов, но беспокойного взгляда на жизнь, я даю ему два-три толчка
в направлении, сыну моему любезном, марксистском. И всегда оказывается, что
основные начала учения сего у простеца-то как бы уже где-то под кожей имеются.
«
В сущности, есть много оснований думать, что именно эти люди —
основной материал истории, сырье, из которого вырабатывается все остальное человеческое, культурное. Они и — крестьянство. Это — демократия, подлинный демос — замечательно живучая, неистощимая сила. Переживает все социальные и стихийные катастрофы и покорно, неутомимо ткет паутину жизни. Социалисты недооценивают значение демократии».
«Конечно, студенты. Мальчишки», — подумал он, натужно усмехаясь и быстро шагая прочь от человека
в длинном пальто и
в сибирской папахе на голове. Холодная темнота, сжимая тело, вызывала вялость, сонливость. Одолевали мелкие мысли, — мозг тоже как будто шелушился ими. Самгин невольно подумал, что почти всегда
в дни крупных событий он отдавался во власть именно маленьких мыслей, во власть деталей; они кружились над
основным впечатлением, точно искры над пеплом костра.
То, что, исходя от других людей, совпадало с его
основным настроением и легко усваивалось памятью его, казалось ему более надежным, чем эти бродячие, вдруг вспыхивающие мысли,
в них было нечто опасное, они как бы грозили оторвать и увлечь
в сторону от запаса уже прочно усвоенных мнений.
— Всегда были — и будут — люди, которые, чувствуя себя неспособными сопротивляться насилию над их внутренним миром, — сами идут встречу судьбе своей, сами отдают себя
в жертву. Это имеет свой термин — мазохизм, и это создает садистов, людей, которым страдание других — приятно.
В грубой схеме садисты и мазохисты — два
основных типа людей.
— Куда вы? Подождите, здесь ужинают, и очень вкусно. Холодный ужин и весьма неплохое вино. Хозяева этой старой посуды, — показал он широким жестом на пестрое украшение стен, — люди добрые и широких взглядов. Им безразлично, кто у них ест и что говорит, они достаточно богаты для того, чтоб участвовать
в истории; войну они понимают как
основной смысл истории, как фабрикацию героев и вообще как нечто очень украшающее жизнь.
В общем, чутко прислушиваясь к себе, Самгин готов был признать, что, кажется, никогда еще он не чувствовал себя так бодро и уверенно. Его
основным настроением было настроение самообороны, и он далеко не всегда откровенно ставил пред собою некоторые острые вопросы, способные понизить его самооценку. Но на этот раз он спросил себя...
— Коренной сибиряк более примитивен, более серьезно и успешно занят делом самоутверждения
в жизни. Толстовцы и всякие кающиеся и вообще болтуны там — не водятся. Там понимают, что ежели
основной закон бытия — борьба, так всякое я имеет право на бесстыдство и жестокость.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему,
в общем и глубоком смысле, можно свести
основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования смысла “фактов”».
— Мы почти уже колония. Металлургия наша на 67 процентов
в руках Франции,
в деле судостроения французский капитал имеет 77 процентов.
Основной капитал всех банков наших 585 миллионов, а иностранного капитала
в них 434;
в этой — последней — сумме 232 миллиона — французских.
— Из этой шаткости
основного критерия мы получаем такие факты, как смену марксизма Петра Струве его неославянофильским патриотизмом, смену его «Критических заметок» сборником «Вехи», разложение партии социал-демократов на две враждебные фракции, провокатора
в центральном комитете партии террористов и вообще обилие политических провокаторов, обилие фактов предательства…
— Одно из
основных качеств русской интеллигенции — она всегда опаздывает думать. После того как рабочие Франции
в 30-х и 70-х годах показали силу классового пролетарского самосознания, у нас все еще говорили и писали о том, как здоров труд крестьянина и как притупляет рост разума фабричный труд, — говорил Кутузов, а за дверью весело звучал голос Елены...
Но наедине с самим собою Клим все-таки видел себя обреченным на участие
в чем-то, чего он не хотел делать, что противоречило
основным его чувствованиям.
Основная идея плана, расположение, главные части — все давно готово у него
в голове; остались только подробности, сметы и цифры.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и
основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась
в глазах,
в улыбке,
в каждом движении головы, руки.
Послушать, так нужная степень нравственного развития у всех уже есть, как будто каждый уже достиг его и носит у себя
в кармане, как табакерку, что это «само собой разумеется», что об этом и толковать нечего. Все соглашаются, что общество существовать без этого не может, что гуманность, честность, справедливость — суть
основные законы и частной, и общественной жизни, что «честность, честности, честностью» и т. д.
Он поглядел ей
в глаза:
в них стояли слезы. Он не подозревал, что вложил палец
в рану, коснувшись главного пункта ее разлада с Марком,
основной преграды к «лучшей доле»!
— Без сомнения, — прервал я горячо. — Некто Васин говорит, что
в поступке его с этим письмом и с отказом от наследства заключается «пьедестал»… По-моему, такие вещи не делаются для показу, а соответствуют чему-то
основному, внутреннему.
Революция,
в его представлении, не должна была изменить
основные формы жизни народа —
в этом он не сходился с Новодворовым и последователем Новодворова Маркелом Кондратьевым, — революция, по его мнению, не должна была ломать всего здания, а должна была только иначе распределить внутренние помещения этого прекрасного, прочного, огромного, горячо-любимого им старого здания.
Рассуждения эти напоминали Нехлюдову полученный им раз ответ от маленького мальчика, шедшего из школы. Нехлюдов спросил мальчика, выучился ли он складывать. «Выучился», отвечал мальчик. «Ну, сложи: лапа». — «Какая лапа — собачья»? с хитрым лицом ответил мальчик. Точно такие же ответы
в виде вопросов находил Нехлюдов
в научных книгах на свой один
основной вопрос.
Всё же остальное
в сравнении с этими
основными догматами граф Иван Михайлович считал ничтожным и неинтересным.
Привалов подробно объяснил, что промышленность
в Европе и у нас пользуется совсем незаслуженным покровительством государства и даже науки и всем своим гнетом ложится на
основной источник народного благосостояния — на земледелие.
— Да, во всех отраслях человеческой деятельности,
в силу
основного принципа всякого прогрессивного движения, строго и последовательно совершается неизбежный процесс дифференцирования.
Веревкин не обманул ожиданий и действительно сказал блестящую речь,
в которой со своим неизменным остроумием разбил
основные положения обвинения, по ниточке разобрал свидетельские показания и мастерски, смелой рукой набросал нравственную физиономию своего клиента.
В реакции против церковного национализма Вл. Соловьев слишком склонялся к католичеству, но великая правда его
основных стремлений и мотивов несомненна и будет еще признана Россией.
Проблема Востока и Запада
в сущности всегда была
основной темой всемирной истории, ее осью.
Эта
основная истина о свободе находила свое отражение
в учении об естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе
в обществе, но и свободе от общества, безграничного
в своих притязаниях.
Россия так глубоко вовлечена
в самую гущу мировой жизни, что никакая русская лень и инерция не могут уже отклонить ее от решения
основных задач своей истории.
В огромной массе русской интеллигенции война должна породить глубокий кризис сознания, расширение кругозора, изменение
основных оценок жизни.
Социализм, употребляя это слово
в радикальном смысле, не может решить
основных вопросов человеческого существования.
Но есть еще более важный,
основной вопрос, который ставится, когда речь заходит о свободе, и от его решения зависит судьба свободы
в мире.
Оказывается, что славянофильство возродила война, и
в этом —
основной смысл войны.
Основным и роковым противоречием
в судьбе европейского человека было то, что автономия разных сфер его активности не была автономией самого человека, как целостного существа.
В этом —
основное отличие славян от германцев.
В таком направлении русской мысли была та правда, что для русского сознания
основная тема — тема о Востоке и Западе, о том, является ли западная культура единственной и универсальной и не может ли быть другого и более высокого типа культуры?
Может быть, я слишком преувеличиваю, но мне кажется, что
в картине этой семейки как бы мелькают некоторые общие
основные элементы нашего современного интеллигентного общества — о, не все элементы, да и мелькнуло лишь
в микроскопическом виде, „как солнце
в малой капле вод“, но все же нечто отразилось, все же нечто сказалось.
Я отвечаю с полным хладнокровием, что я отнюдь не учил, что я только выразил
основную мысль и говорил лишь
в проекте.
Он вскочил и вдруг закричал нам: «Это Смердяков убил, Смердяков!» — и вот выдал свою заветную, свою
основную мысль,
в самой неправдоподобной форме ее, ибо Смердяков мог убить лишь после того, как он поверг Григория и убежал.
Если хочешь, так
в этом и есть самая
основная черта римского католичества, по моему мнению по крайней мере: «все, дескать, передано тобою папе и все, стало быть, теперь у папы, а ты хоть и не приходи теперь вовсе, не мешай до времени по крайней мере».
О, не то чтобы что-нибудь было поколеблено
в душе его из
основных, стихийных, так сказать, ее верований.
Так ли создана природа человеческая, чтоб отвергнуть чудо и
в такие страшные моменты жизни, моменты самых страшных
основных и мучительных душевных вопросов своих оставаться лишь со свободным решением сердца?